Системы контроля сотрудников и учета рабочего времени

Agile и Scrum: что такое, достоинства и недостатки

Трендовую методологию управления Agile сегодня используют многие организации. Из статьи вы узнаете, почему она вытесняет KPI и какие способы контроля персонала подразумевает гибкий подход.

Общие сведения о методологии Agile

Это не отдельный способ управления и не конкретная практика. Agile является полноценным комплексом, основу которого составляют принципы, подходы и инструменты для выстраивания эффективных бизнес-процессов.

Методология основывается на гибком контроле при создании и реализации проектов. Местом зарождения идеи является Кремниевая долина, где один тренд быстро сменяет другой. Даже к тем решениям, которые могут дать миру новых лидеров рынка, интерес угасает через пару–тройку дней. Консервативный способ прямого управления в таких условиях не дает эффекта, поэтому возник Agile.

Разница между Agile и Scrum

Разница между терминами очевидна. Принципы Agile компаниями нового поколения используются как основа для развития. Scrum характеризуется структурным подходом и является одним из инструментов Agile. Его организации применяют чаще всего.

Scrum основывается на универсальности проектных команд. В их состав входят разработчики, дизайнеры и другие необходимые сотрудники. Со временем отделы перестают взаимодействовать. К специалистам, которые занимаются проектом, присоединяются куратор и скрам-мастер — организаторы работы.

Методология Agile

Процессы в Scrum представляют собой последовательность спринтов — промежутков в 7–30 дней. Их длительность зависит от специфики команды и проекта. В каждом периоде ставятся конкретные задачи. После подведения итогов начинается новый спринт.

Основы Agile

Перечислим основные принципы манифеста методологии:

  1. Результат работы должен полностью удовлетворить клиента.

  2. Лучший эффект от обмена информацией достигается при непосредственном общении.

  3. В процессе работы требования к проекту могут меняться.

  4. Благодаря самоорганизации команда создает лучшие решения.

  5. Выпуск работающих версий продукта должен происходить на регулярной основе.

  6. Излишняя деятельность является показателем неэффективности.

  7. Важно поддерживать продуктивную рабочую среду и мотивацию специалистов.

  8. Проектная команда и представители бизнеса должны трудиться вместе.

  9. Работающий продукт является подтверждением прогресса.

Некоторые тезисы противоречат общепринятым стратегиям контроля и управления. Норма для современного бизнеса — самоорганизация и отсутствие строгой иерархии. Именно поэтому все чаще поднимается вопрос о необходимости использования KPI.

Почему ключевые показатели эффективности уже не актуальны

Система KPI обладает массой преимуществ. И, тем не менее, она постепенно уходит в прошлое. Разобраться с причинами этого поможет краткий экскурс в историю. В 1954 году теоретик менеджмента Питер Друкер разработал концепцию ключевых показателей. Согласно ей, персонал компании должен выполнять конкретный объем задач. Для каждого сотрудника, проекта и подразделения следует определить ключевые показатели. Благодаря им руководство поймет, как подчиненные справляются с работой.

Большинство KPI понятны: для производства они заключаются в объеме продукции, для офиса — во времени работы за ПК, для маркетинга — в количестве лидов и т. д.

Методология Scrum

Недостатком системы является отсутствие гибкости. KPI соответствовала требованиям рынка 50-х годов прошлого столетия. В то время долгосрочное планирование считалось нормой: компании вкладывались в определение концепции, доносили информацию до сотрудников и контролировали выполнение показателей.

Современный рынок так быстро меняется, что KPI уже не пользуются таким спросом, поскольку зачастую не отражают реальный уровень эффективности работников. Именно поэтому большинство компаний выбирает другие методики организации процессов.

Ожидания современного работодателя

В компаниях, которые применяют KPI, сотрудников загоняют в жесткие рамки. Например, ключевым показателем для маркетологов является количество заявок. Когда специалист его повышает, сотрудники на производстве увеличивают выработку. Но без учета роста затрат на обновление инструментов и техническое обслуживание оборудования. Результатом становится снижение рентабельности предприятия.

Как показывает практика, KPI — промежуточное звено, которое имеет только косвенное отношение к требованиям работодателя. Цель любого бизнеса — рост прибыли, уменьшение расходов и т. д. Agile принимает во внимание не только этот принцип, но и развитие рынка. Цели ставятся на короткий срок и после получения результатов определяются снова. Ключевыми становятся не абстрактные показатели, а удовлетворенность сотрудника, руководителя или клиента.

Контроль при отсутствии KPI

Методология Agile основывается на командной работе и проверке достижения ценности. За 14–21 день группа должна решить одну задачу, например, на 20% уменьшить дебиторскую задолженность. Еженедельно члены команды обсуждают результаты на общих совещаниях, а в конце периода подводят итоги.

Разница между Agile и Scrum

В Agile предполагается высокий уровень вовлеченности сотрудников в работу, а также личная ответственность за успех группы. Это следует учитывать перед отказом от KPI и переходом к новому способу управления. Иногда даже при применении Agile-модели работники перекладывают часть задач на коллег, поэтому команду необходимо контролировать.

Некоторые компании применяют методы непрямого наблюдения — следят за процессами, но не нарушают принципы самоорганизации. Благодаря системе мониторинга деятельности персонала «ИНСАЙДЕР» руководитель сможет просмотреть всю необходимую информацию об активности любого сотрудника: количество часов, которые он потратил на выполнение задачи, его переписки с клиентами и коллегами и т. д. При этом подчиненный не заметит наблюдения — ПО работает в скрытом режиме. 

Сервис контролирует процессы без KPI. Кроме того, его можно использовать в качестве платформы для самостоятельного модерирования внутри коллектива: например, позволить персоналу видеть отчеты по активности команды. Прозрачность не только повысит ответственность работников и общую результативность, но и снизит вовлеченность руководства.