Системы контроля сотрудников и учета рабочего времени

Японская модель менеджмента: что это такое

Особенности японского менеджмента все больше привлекают внимание общественности. Причина заключается в том, что экономика страны занимает лидирующие позиции в мире.

Благодаря уникальной модели управления персоналом Япония достигла успехов в выпуске автотранспорта и микросхем и обеспечила высокий уровень жизни гражданам.

Система основывается на комбинации зарубежного опыта и собственных традиций, современных методов и многовековых знаний. Главный принцип японской модели менеджмента — «Богатство в человеческих ресурсах». Ее целесообразность подтверждает опыт десятков корпораций, среди которых Toyota Tsusho, Mitsubishi Corporation, Honda Motor Co.

Как формировалась японская модель менеджмента

После поражения во Второй мировой войне Страна восходящего солнца лишилась армии. Японцы переключили внимание на мирное производство и изучили американские системы менеджмента. В частности, образцовую модель Генри Форда.

Японская модель менеджмента

Японская система формировалась в период американской оккупации и послевоенной бедности населения. Несмотря на проблемы, страна сохранила ценности и традиции.

Так появился менеджмент «с человеческим лицом», особенность которого — концентрация внимания на качестве работы каждого сотрудника при минимуме затрат.

Философия и отличительные характеристики модели

По утверждению мирового специалиста в области менеджмента Хидеки Йосихара, существует шесть признаков японской системы управления, которые заключаются в:

  • гарантированной занятости сотрудников;

  • доверительной атмосфере;

  • прозрачности ценностей компании;

  • качестве как управленческом стандарте;

  • информационном подходе к руководству организацией;

  • соблюдении чистоты на рабочем месте.

Важная роль здесь отводится дисциплине. Но это не ключевая цель. Главное в японском менеджменте — человеческие взаимоотношения: подчиненные и руководители доверяют друг другу, понимают свое место в компании, действуют слаженно, обладают высокими моральными качествами. Сотрудники уверены, что при правильном выполнении трудовых задач им не грозит увольнение. Наоборот, каждый может дождаться повышения в должности.

Характеристики системы:

  1. Бессрочный найм. Сотрудник отождествляется с компанией. Большинство японцев работает всю жизнь в одной организации, что необычно для европейцев. Однако такое положение вещей приветствуется в менеджменте Страны восходящего солнца и предотвращает текучесть кадров. Компания становится вторым домом для сотрудников и они с удовольствием тратят личное время на решение рабочих задач.

  2. Продуманная система найма. В Японии компании предпочитают брать на работу новичков и обучать на месте. В стране популярна преемственность: дети трудятся в той же сфере, что и родители. Старший родственник — наставник, который отвечает за подопечного. Благодаря семейным связям коллектив сплачивается.

  3. Подъем по карьерной лестнице и перемещения внутри компании. В соответствии с японской моделью сотрудник должен постоянно менять виды деятельности по своему направлению. Это сохраняет интерес к работе и позволяет лучше справляться с обязанностями. Карьерный рост зависит от стажа и возраста сотрудника. Исполнительные японские работники уверены в своем будущем.

  4. Комплексное управление качеством. Киитиро Тойота — основатель одноименной марки — создал систему «Канбан». Ее суть заключается в том, что рабочие операции должны выполняться в срок вне зависимости от трудностей, а коллеги — относится друг к другу как к клиентам. Благодаря такому подходу удается достигать максимального результата на каждом этапе.

  5. Прямой контроль. Кабинеты начальников находятся непосредственно на производстве. Каждый руководитель видит происходящее в реальном времени. Все предложения сотрудников рассматриваются в обязательном порядке — компания учитывает мнение каждого.

  6. Порядок. Японцы уверены, что высокое качество рождается благодаря гармонии. Последнее, в свою очередь, означает порядок. Внешний вид, рабочее место, раздевалка — все должно быть чистым и аккуратным. Обязательными составляющими производственного процесса являются дисциплинированность и системность. Об эффективности такой методики свидетельствуют многочисленные примеры успеха японских компаний: годовой оборот корпорации «Тойота» превышает 224 500 000 000 $.

Особенностью японской модели менеджмента является обязательный строгий спрос с каждого сотрудника вне зависимости от положения в организации. Для работника механического цеха и вице-президента существует один регламент. Поощрением для исполнительных сотрудников служат премии и ценные подарки, грамоты и льготы на покупку акций компании. Кроме того, руководство регулярно проводит выездные развлекательные мероприятия для членов коллективов и их семей. Подробности системы описываются в книге Ингиу Оу «Японский менеджмент. Прошлое, настоящее, будущее».

Философия и отличительные характеристики модели японского менеджмента

Плюсы и минусы модели

Основой японской системы управления является постоянное обучение персонала и карьерный рост сотрудников. В комплексе с командным духом это приводит к повышению производительности. Примерами результативного применения такой модели менеджмента на практике являются Takeda Pharmaceutical, Hitachi, Denso, Bridgestone и сотни других фирм.

Секрет успеха японской системы кроется в высокой мотивации персонала. Каждый сотрудник предприятия уверен в своем будущем, стабильной работе и зарплате. Постоянство, но не отсутствие развития, являются основой осознания каждым членом команды своего места в коллективе.

Однако японская модель не совсем подходит людям из стран Западной Европы. Наглядной иллюстрацией этого является книга бельгийской писательницы Амели Нотомб «Страх и трепет». В ней рассказывается о работе европейской женщины в одной из японских компаний. По мотивам художественного произведения снят фильм. Суть заключается в том, что японская система менеджмента хороша только для жителей Страны восходящего солнца. Иностранцам сложно разобраться в таких правилах и принять их.

К главным недостаткам японской модели управления относятся следующие моменты:

  1. Стандартизация не дает реально оценить способности каждого работника, что приводит к замедлению карьерного роста.

  2. Характерная черта системы — гибкость. Поэтому она должна постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям.

  3. Из-за медленного карьерного роста квалификация сотрудника зачастую превышает требования к текущей должности. В результате многие работники недовольны зарплатой.

Еще одной проблемой японской системы менеджмента является высокий уровень стресса и частые переработки. Персонал компаний устает и «выгорает». Однако японцы считают свою модель управления правильной. Другие системы менеджмента они не признают.

Внедрение японской модели в российский бизнес в том виде, в котором она существует, не имеет смысла. Но можно присмотреться к некоторым моментам и адаптировать их под себя.